Добровольная ликвидация как инструмент для списания долгов перед кредиторами fas et nefas — правдами и неправдами.

Правовые основы ликвидации юридического лица заложены в Гражданском кодексе РФ, а именно ст. 61 ГК РФ определяет ликвидацию как прекращение прав и обязанностей без их перехода в порядке правопреемства к другим лицам. Частью второй обозначенной статьи ГК РФ установлены основания для ликвидации, в том числе и по такому основанию как решение его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. 


 После принятия решения о ликвидации орган, принявший решение о ликвидации, незамедлительно уведомляет об этом уполномоченный орган (ИФНС России) для внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ, назначает ликвидатора (ликвидационную комиссию), порядок и сроки ликвидации (ст. 62 ГК РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ).  В соответствии с ч. 3 ГК РФ к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В дальнейшем в Вестнике государственной регистрации публикуется в порядке, установленном ст. 63 ГК РФ, сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявления требований кредиторами; должник уведомляет всех своих кредиторов о процедуре ликвидации. В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ РФ № 48 от 25.11.1996 г. «О бухгалтерском учете» при ликвидации юридического лица в обязательном порядке проводится инвентаризация. После окончания срока для предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс (ч. 2 ст. 63 ГК РФ).
На данном этапе, исходя из имеющихся документов, должник в лице ликвидатора видит, что удовлетворить требования всех кредиторов за счет имущества должника невозможно. В связи с чем и в соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ РФ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее «Закон») должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании его несостоятельным (банкротом). В противном случае ликвидатор несет субсидиарную ответственность в соответствии со ст. 10 Закона. Статьей 225 Закона установлены особенности ликвидации такого должника, а именно в отношении него не подлежат введению иные процедуры кроме конкурсного производства. Частью 2 обозначенной статьи установлен сокращенный — месячный — срок для предъявления требований кредиторов в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
На практике нередко процедура добровольной ликвидации используется недобросовестными должниками в своих корыстных целях. Ликвидатор одновременно с направлением промежуточного ликвидационного баланса (или еще раньше сразу после оформления инвентаризации) в налоговой орган направляет заявление должника о признании его банкротом в арбитражный суд.  Как правило, налоговая инспекция начинает выездную налоговую проверку после получения промежуточного ликвидационного баланса. Причем данная проверка в соответствии с ч. 11 ст. 89 НК РФ проводится независимо от времени и предмета проведения предыдущей проверки и охватывает период до 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Ко времени приезда налоговой инспекции с решением о проведении выездной проверки документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность должника, вполне могут оказаться у конкурсного управляющего, а сроки для предъявления требований в рамках дела о банкротстве истечь к моменту вступления с законную силу решения налогового органа по результатам выездной проверки. Да и кредиторов ликвидатор уведомляет зачастую, используя в корыстных целях определенные юридические тонкости.
P.S. Подпишитесь на  субботний выпуск газеты «Коммерсантъ» и спите спокойно….
P.P.S. Ждем единого федерального реестра сведений о банкротстве. Может он будет единым?

Comments are closed.